Правило и исключение

Дискуссии о месте миссионера в церкви ведутся давно. На миссионерских полях мы можем встретить различные виды миссионерства: в лице миссионерской организации, либо частного присутствия миссионера. Находясь на миссионерском поле, я встречал миссионеров, которые были высланы, как с миссионерской организации, так и из церкви. Эти два вида посланничества имеют, как свои слабости, так и свои сильные стороны.

Одиночки

Но хотим мы этого или нет, на миссии есть и другой вид миссионеров- миссионеры одиночки. Это те, которые, стали миссионерами «без разрешения», или просто не были официально посланы. В их характере и методах работы есть «несистемный элемент», когда мы видим миссионер не стоит в определенном образе под церковной властью. Поэтому, иногда миссионеры, высланные из церкви, скептически относятся к миссионерам, которые сами, получили призвания от Бога и выехали на поле совершать своё призвание. Сразу оговорюсь. Лично я считаю, что лучшая миссия, это тогда, когда церковь вовлечена в твой труд, через поддержку, финансы и молитву. Но ка быть с подобными людьми? Существует ли исключение из правил. И как принимать нам подобных служителей?
Конечно, наш привычный образ мышления «церковных людей» рисует нам образ миссионера, как подотчетное лицо подчиняющийся церкви, которая его направила. Но хотим мы этого, или нет существуют миссионеры «отщепенцы» чьё призвание не поняли ни пастор, ни церковь. Существуют миссионеры, которые сами выехали на поля и никому в принципе не подотчётны. Смотря на таковых людей, мы очень часто критикуем их, выставляя такой вид миссионерства в негативном свете.

Пример Павла и Варнавы


Подчинялись ли Варнава и Павел Антиохии?
Мы приводим апостола Павла и Варнаву, высланных из Антиохии и возвращавшихся туда, как пример подотчетности церкви.
Безусловно и Варнава и Павел были на определенном этапе, частью Антиохийской церкви. Более того, Варнава был одним из уважаемых служителей среди присланных из Иерусалима.
В Деяния Апостолов 13.1 Варнава стоял в первом в списке пророков и учителей, служивших в этой церкви. Но как бы вам этого не нравилось Антиохийская церковь не высылала Варнаву и Павла.

Посланы Духом Святым

«Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян.13:2-3)

Идея отделения Апостолов принадлежала Святому Духу. Церковь в Антиохии лишь согласилась и «отпустила» Своих служителей. Мы не знаем было ли миссионерское рвение в Антиохии, и были ли у них планы по миссионерской стратегии, но тем не менее вероятнее всего подобное переживание было неожиданным для всех участников тех, кто служил и постился вместе с Варнавой и Павлом. Поэтому в принципе, Антиохийской церковь приняла, как факт волю Божью относительно своих служителей.

«Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр;» (Деян.13:4)

Итак, они были посланы Святым Духом. Я понимаю, что подобная интерпретация этого местописания возможно противоречит нашему привычному взгляду о подотчетности миссионеров в церкви. Но тем не менее, «несистемное миссионерство» вполне оправданно хотя бы этим местописанием. Возникает также другой вопрос: Какое отношение Варнава и Павел продолжали иметь с Антиохийской церковью во время своих миссионерских странствований и по возвращению их в Антиохию? Являлось ли их апостольство автономным, либо было подотчетным Антиохийской церкви? Мы не знаем ответ на этот вопрос, хотя бы потому, что не имеем представления, как функционировала антиохийская церковь в организационном плане. Но без условно связь Апостолов с Антиохией оставалась, и апостолы вернулись после первого путешествия именно туда.

«а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили. Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. И пребывали там немалое время с учениками» (Деян.14:26-28)

“…откуда были преданы благодати Божией” — это важное выражение, еще раз проливающее свет, на отправление миссионеров в первое путешествие. Церковь «предала» апостолов благодати. То есть их участие в миссии было не в посланничестве, а в согласии и принятии воли Божьей, которая была над апостолами.

Братские отношения

Также, я вижу партнёрские и братские отношения Апостолов с братьями в Антиохии. Кроме того, служения Варнавы и Павла были настолько авторитетными, что именно им было поручено отбыть в Иерусалим для рассмотрения вопроса об обрезании язычников.

«Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян.15:2)

Далее мы видим, как апостолы возвращаются, в Антиохию, с ответом от Апостолов. Инициатором второго миссионерского путешествия, опять же не стала Антиохийская церковь, как мы видим сам Павел предлагает Варнава отправиться.

«По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут» (Деян.15:36)

Мы не знаем, были ли по- настоящему Антиохия миссионерской базой, но очевидно, что и в первом случае побуждение к миссиям, было со стороны вмешательства Духа Святого, а второго — желание Павла.
Второе возвращение Павла в Антиохию с уже другим миссионером Силой, отличалось от предыдущего. Лука ограничивается очень, на мой взгляд холодным описанием пребывания Павла в Антиохии.

Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию и, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников (Деян.18:22-23)

Несистемный служитель

Если в первый апостолы «рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. И пребывали там немалое время с учениками». То второй раз Павел, ограничивается коротким пребыванием в Антиохии. Изменилась ли отношение Павла к Антиохии и рассматривал ли он, антиохийскую церковь как свой «духовный дом» остаётся неясным.
После своего 3 путешествия Павел вообще не заходит в Антиохию, а направляется в Иерусалим, через Кесарию.
Итак, как бы это не парадоксально звучало, но для Павла, в привычном нашем отношении Антиохия не была миссионерской базой. Его служение стало более автономным, особенно после огорчения, которое произошло с апостолом Варнавой.
Не смотря, на то, что Антиохия и была первой церковью из язычников, но она так и н стала миссионерской базой.
А вот Ефесская церковь, основанная Павлом, как раз и стала местом высылки.

«Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедывал в училище некоего Тиранна.
Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины» (Деян.19:9-10)

Плоды Ефесян мы наблюдаем в книги Откровения, когда сам Христос обращается к Асийским церквям.
Итак, в каком-то роде сам Апостол Павел предстоит в своих взаимоотношениях с Антиохией, неким несистемным служителем. Поэтому подобно ему миссионерство имело место быть в прошлом, и оно не справедливо осмеивается сегодня. В конце хотел бы ещё повториться. Что лучший миссионер — это миссионер который выслан из церкви и подотчетен церкви. Лучше, когда церковь заботиться о миссионере и возвращается туда. И церковь должна делать все возможное, что быть для них духовным домом. Но в то же самое время нам нельзя всех миссионеров «причесывать под одну гребенку». Мы должны понимать, что из правил есть и исключения.

В заключении: я с нетерпением жду комментариев и дискуссии на основании Книги Деяний и рад буду любому альтернативному мнению, имеющему под собою основание из Божьего Слова.

Автор: Владимир Шамрай

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *